Растворы для инфузионной терапии

Инфузионная терапия означает лишь способ введения лекарственного средства. Но препаратов бывает много, все они разные: некоторые наполняют жидкостью сосуды, другие уходят в межклеточное пространство, третье накапливаются внутри клеток. Некоторые растворы обладают низкой, другие – высокой осмолярностью, некоторые задерживаются в сосудистом русле, а другие сразу после введения уходят в другие среды. Правильный выбор растворов для инфузии и подбор дозы обеспечивает не только хороший эффект от терапии, но и минимальный риск осложнений. Мы подготовили для вас обзор, включающий список основных препаратов.

Растворы для инфузионной терапии по их назначению делят на четыре группы:
  • для коррекции кислотно-основного состояния и водно-электролитного обмена;
  • для увеличения и поддержания объема циркулирующей крови;
  • для детоксикации;
  • для парентерального питания.
По составу это могут быть растворы коллоидные, солевые, содержащие углеводы или аминокислоты. Бывают и комбинированные растворы.
Препаратов производится огромное количество, и они сильно отличаются по своим свойствам, и это связано с большим количеством задач, которые врачам приходится решать с помощью инфузионной терапии.

Свойства разных растворов

Коллоиды представляют собой взвесь крупных молекул в водной среде. Они заставляют жидкость перемещаться из внеклеточного пространства внутрь сосудов, поддерживая объем циркулирующей крови, что особенно важно в случае кровопотери. Этот эффект называется волемическим. Он основан на повышении коллоидно-онкотического давления. В клинической практике чаще всего используются препараты гидроксиэтилкрахмала, желатина и естественные коллоиды, такие как альбумин. У них самый продолжительный волемический эффект – до 24 часов.
У коллоидов есть волемический коэффициент. Если он больше единицы, это значит, что к введенному внутривенно раствору прибавится ещё и жидкость, которая выйдет в сосудистое русло из межклеточного пространства. Если же коэффициент меньше единицы, то часть введенного раствора уйдет из сосудистого русла.
Кристаллоиды предназначены для восполнения дефицита жидкости вне клеточного сектора. Их делят на три группы:
  • корригирующие растворы;
  • полиионные;
  • антигипоксанты (Реамберин)
Солевые растворы по количеству солей бывают гипотонические (солей меньше, чем в крови) изотонические (столько же) и гипертонические (больше). Чаще всего используют изотонические растворы. Классический пример – натрия хлорид 0,9%. Есть и другие, содержащие больше веществ в составе: раствор Рингера, Лактосоль, Трисоль, Стерофундин и т.д. Гипотонические растворы (Ацесоль, Дисоль) быстро уходят во внеклеточную жидкость, поэтому используются для коррекции электролитных нарушений. Гипертонические применяют редко, теоретически их можно использовать при кровопотере, но они перегружают организм натрием, поэтому часто вызывают осложнения.
Растворы углеводов представлены 5% и 10% раствором глюкозы. Раствор 5% является изоосмолярным. Он практически не влияет на объем циркулирующей крови, так как сразу после введения уходит внутрь клеток, и немного в межклеточное пространство. 10% раствор поставляет в организм больше энергии. Кроме того, он на 1-2 часа задерживается в сосудах.
В CleanClinic используются преимущественно изотонические и изоосмолярные растворы. Мы вводим их в небольших объемах, чтобы избежать осложнений. В нашем центре можно пройти лечение и профилактику многих заболеваний с помощью капельниц. Запишитесь на консультацию врача по телефону или через форму на сайте, чтобы пройти инфузионную терапию современными лекарственными средствами.